Почему проверка на детекторе лжи поможет при служебных расследованиях.
Воровство, кражи и мошенничество приобретает в наши дни вселенские масштабы, особенно в сфере торговли: продовольственные и хозяйственные магазины, супермаркеты, кафе и рестораны.
При жесткой конкуренции среди персонала торговых заведений, в ожидании сокращений и увольнений, подворовывают даже те сотрудники, которые никогда и ни у кого не вызывали подозрения и которые при других обстоятельствах на это и не решились бы.
В нашей стране, по оценкам экспертов, убытки предприятий торговли от краж и воровства составляют от 0,5 до 5%.
Среди персонала магазинов и крупных
супермаркетов одно из первых мест по мошенничествам с товаром занимают
кассиры, которые в сговоре со своими подельниками воруют вещи или
товары, снимая на кассе с них защитные метки.
Полиграф детектор лжи знает способы мошенничества сотрудников:
- Многие покупатели после оплаты покупки не берут себе чеки, а выбрасывают их в коробку, которая стоит тут же на кассе. Кассиры забирают чеки и делают отмену чека и соответственно покупки, забирая деньги себе в карман.
- При прохождении через кассу покупателя с большим количеством вещей, кассир пробивает один и тот же товар несколько раз, а уже после этого отменяет дважды или трижды пробитые позиции и забирает деньги себе.
- Будучи в сговоре с подельником, кассир не вносит в чек некоторые товары, перемещаемые через кассу.
- В некоторых магазинах и супермаркетах недобросовестные кассиры прячут на своей руке ближе к запястью штрих-код от недорогого товара и при прохождении через кассу сообщника кассира с дорогим товаром, кассир считывает штрих код не с того товара, который перемещается через кассу, а со «своего» на руке.
- В некоторых случаях, когда штрих код товара поврежден, кассиры набирают его на кассе вручную. Недобросовестные кассиры набирают код не того товара который представлен на кассу, а более дорого.
Кражи и воровство с участием кассиров наиболее распространенный способ мошенничества в области торговли . И это приносит владельцам магазинов огромные убытки.
Наряду с кассирами большой процент убытков от воровства приносят сотрудники и персонал торговых залов, которые в сговоре с кассирами выносят под своей одеждой товар со снятыми заранее с него защитными метками.
Еще один источник убытков – это склад , а вернее кладовщики. В результате их мошенничества, многие товары уходят "налево", не попав на этот самый склад. Это и списание скоропортящихся продуктов и другие злоупотребления ради наживы.
На всех уровнях бизнеса, связанного с торговлей происходит не только мошенничество и подлог, но и откровенное воровство.
- Воровство менеджеров, у которых наиболее благоприятные моменты для махинаций – это момент, когда товар меняет свой статус по накладным при переходе в собственность к другому лицу при отгрузке.
- Воровство администрации магазина, на которую приходится от 3 до 10% убытков от воровства.
- Нечестные и недобросовестные поставщики товара, с их неполными поставками, фальсификацией квитанций и накладных об отгрузке или доставке товара, махинациями с разгрузкой товара или его возвратом.
Многие торговые предприятия разрабатывают современные системы безопасности, тратя на них очень большие средства. Это многоуровневые системы слежения и видеонаблюдения.
Можно поставить на каждом шагу
видеокамеры и посадить за мониторы увеличенный штат службы безопасности,
можно заблокировать все служебные компьютеры, сделав вход в них по
паролям и ключам, можно внедрить электронные замки на все двери,
открывающиеся по отпечатку пальца или сетчатке глаз, но все равно, за
компьютером, который всем этим современным хозяйством управляет, будет
находиться
человек,
которому придется доверить все ключи , пусть даже и электронные. Этот
человек, будучи специалистом высочайшего класса, при любых
обстоятельствах будет гораздо профессиональней в своем деле любого
своего руководителя или сотрудника службы безопасности предприятия.
Человеческий фактор выходит на первое место. Именно в этом, а не в чем-то другом, заключается проблема и угроза предприятию!
Решение проблемы должностного
мошенничества заключается исключительно в разработке предприятием
комплекса кадровой политики и безопасности. И на первое место выходит
задача внедрения таких способов как проверка сотрудников предприятия на полиграфе,
которые позволяли бы определять и выявлять степень благонадёжности, честности и порядочности как
кандидата на работу так и штатного сотрудника.